Айпин Еремей Данилович
Еремей Айпин родился 27 июня 1948 года в семье охотника – ханты. Родился в п. Варьёган на реке Аган в Ханты-Мансийском автономном округе. Закончил Ханты-Мансийское национальное педагогическое училище, затем Литературный институт им. А.М. Горького. Первый рассказ Айпина опубликован в 1972 году. Его произведения печатались в журналах «Октябрь», «Нева», «Юность», «Урал», «Сибирские огни» и в альманахах «Родники», «Полярная звезда», «Эринтур» и др. В 1979 году вышел первый сборник прозаика «В ожидании первого снега». В 1981 г. опубликована книга «В тени старого кедра». Своей самой сокровенной книгой хантыйский прозаик считает повесть «У гаснущего очага», которая в свою очередь выросла из цикла «Я слушаю Землю». Именно эти новеллы принесли Айпину писательское имя. В 80-ом году они обсуждались на семинаре молодых прозаиков Урала и Западной Сибири в Оренбурге. Издатели требовали от начинающих авторов «производственную» прозу, социальные конфликты и романтических героев. Студентом Литературного института он почти все летние каникулы подрабатывал у самотлорских нефтяников. Одно время писатель был даже верховым на буровой. И вообще из него мог получиться, как утверждают ветераны Усть-Балыкской экспедиции, неплохой буровой мастер. Впечатления студенческих лет легли в основу «дипломной» повести Айпина «В ожидании первого снега». Айпину не удалось вылепить образ запоминаю - щегося героя. Может, поэтому критика не почувствовала авторской боли за судьбу соплеменников. Ее умилили иные обстоятельства – выход молодого Ханта из дремучей тайги и его приобщение к современным нефтепромыслам.
После окончания в 1976 году Литературного института (семинар Бориса Бедного) перед Айпиным встала проблема, как вернуть соплеменникам утраченные ценности. Ему казалось, что достаточно реконструировать забытые мифы – и все вернется на круги своя. Но десять лет, проведенных в Ханты – Мансийском окружном центре народного творчества, убедили его в тупиковости избранного пути.
Практически все «классики» младописьменных литератур в свое время учились на факультете народов Севера в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена и проходили языковую практику у крупнейших североведов. Написав первые произведения на родном языке, они, за редким исключением, не знали проблем с переводами.
Айпину в этом плане не повезло. В ханты – Мансийском педагогическом училище, в котором он учился в 1967-1971 годах, преподавали лишь казымский диалект, не всегда понятный носителям сургутского диалекта. Еще сложней оказалось в Литинституте. Борис Бедный, в чьем семинаре прозы занимался Айпин, мог оценить только рукописи на русском языке. Знатоки говора аганских хантов в Москве отсутствовали. Айпину по неволе пришлось собственно делать подстрочники, и переводы всех своих вещей. Так он обретал свой стиль.
Учтя критические замечания, Айпин в 1984 году повесть про старого охотника Демьяна расширил до эпического романа, которому дал новое, более объемное название «Ханты, или Звезда Утренней Зари», соединив научную точность с художественным символом.
Одним из первых читателей романа стал автор популярной приключенческой книги «Наследник из Кулькутты» Роберт Штильмарк. Рукопись Айпина он назвал «явлением в нашей литературе исключительным».
Казалось бы, тут же должна была выстроится очередь из главных редакторов журналов, жаждущих напечатать роман Айпина. Но как бы не так.
Первым хантыйскому писателю отказал журнал «Знамя». 5 мая 1986 года заведовавшая тогда отделом прозы Наталья Иванова сообщила Айпину, что «интересная, большая и серьезная работа-роман «Ханты» редакции не подошел».
После «Знамени» Айпин обратился в редакцию журнала «Москва». Но там рукопись читать никто не стал. Член редколлегии «Москвы» В. Шапошников, когда-то написавшая восторженную рецензию на первую книгу Айпина «В ожидании первого снега», узнав от писателя, что в романе поднимаются экологические проблемы, посоветовала сразу нести эту вещь в журнал «Наш современник». Оттуда Айпин получил весьма оригинальный ответ: роман не будет опубликован, «поскольку в год 70-летия Советской власти мы решили дать несколько подборок рассказов народов СССР».
Менее категорично были настроены в журнале «Дружба народов». Отдел прозы не возражал против романа Айпина так токового, но потребовал от автора сократить рукопись в четыре (!) раза.
Дольше всех не могла определиться в отношении «Хантов» редакция журнала «Новый мир».
Почему же все редакции так дружно шесть лет отказали Айпину в издании его романа? Думаю, издателей пугала позиция автора.
Но если роман «Ханты, или Звезда Утренней Зари» (1990 г.) пролежал в редакциях без всякого движения шесть лет, то рукопись повести «У гаснущего очага» не может найти издателя куда большой срок, хотя в художественном отношении – это, может быть, самая совершенная книга Айпина.
В последние годы Айпин много сил посвящал политике. Он в 1989 году был избран народного депутатом СССР, в 1993-1995 годах представлял свой народ в Государственной Думе. В 1991 году писатель создал депутатскую ассамблею малочисленных народов. В 1993-1997 годах Айпин являлся президентом ассоциации народов Севера. Еремей Айпин является активным защитником прав и культуры народов Севера. Его общественно-политическая позиция отражена в публицистических работах, вошедших в книгу «Обреченные на гибель» (1994). В 1995-м году был издан сборник избранной прозы «Клятвопреступник». К сожалению, литература от этой бурной общественной деятельности осталось только проигрыше. Словом, Айпин выстраивал свою политическую линию как писатель. Больше того, в наше прагматичное время он, пока находился в парламенте, даже не подготовил для себя (в отличие от многих десятков, если не сотен других депутатов) ни одного «запасного аэродрома». Не удивительно, что после поражения, как на очередных парламентских выборах в 1995 году, так и в борьбе за пост президента ассоциации народов Севера в 1997 году Айпин оказался со стороны властных структур невостребованным.
Что спасло Айпина? Я думаю, прежде всего связь с малой родиной. После смерти в 1995 году отца Айпина на Агане осталось небольшое стадо из 25-30 оленей. Постоянно следить за ними никто из родственников не хочет. Так писатель сам теперь подолгу пропадает в тайге. Но у Айпина объяснение самое простое: нельзя же лес оставлять пустым, без оленя тайга нормально жить не может. Вот где не требуется никакой команды. Литература всегда была и остается делом одиноким.
Еремей Айпин - президент Всероссийской Ассоциации малых народов Севера. Живет и работает в Нижневартовске.