Афанасьев Юрий Николаевич
Родился 11.04.1940 г., в с. Питляр Шурышкарского р-на ЯНАО, точнее, около Питляра – на лесозаготовке. На таких работах молодое Советское государство добивало классовых врагов:
«В Питляре на лесозаготовках по двенадцать часов стояли наши родители в ледяной воде, сплавляли лес. И попробуй только выйди на берег…
Мама была красавицей и по лицу, и по телу, но ноги: вздутые, жгутом переплетенные вены, искривленные с наростами ногти…»
Условия жизни были ужасные:
«Нас было девять детей. Уходя на работу, малышей за ножки привязывали к топчанам. Мама как-то рассказывала, что кормила ребенка грудью в обеденный перерыв и нечаянно вздремнула. На пять минут опоздала на работу. Над ней устроили настоящее судилище. Призывали к голосованию, чтобы отправить по этапу «кулачку проклятую». Спас сам начальник, который долго уговаривал рассвирепевшую толпу, хотя это было ему небезопасно».
«Мы – изгои. Уже век заканчивается, но мы не можем выйти из этого состояния. Мы унаследовали это от своих родителей, бабушек и дедушек, которых лишили родовых корней раскулачиванием и репрессированием. Мы закомплексованы, мы не умеем себя защищать».
Юрий Николаевич вспоминает о своей юности:
«Мы поступали в Салехардское национальное педагогическое училище после семилетки, подростками. Жили все вместе, в одном общежитии. Утром в столовой «завоевателю» дают кусок хлеба и кусочек масла, аборигену по два кусочка масла и кашу. В обед нам дают похлебку и винегрет, часто из прелой картошки. Аборигену дают суп и жаркое. От запаха кружится голова. Чувство голода – круглые сутки».
Где еще, в какой стране так пренебрежительно можно относиться к представителям главного народа, на плечи которого ложатся основные тяготы государства? Кто еще мог бы ежедневно терпеть такое мелкое унизительное неравенство?
А разве сегодня дело обстоит иначе? Ничего не меняется! С прежним усердием охаживает власть малые народы, удабривая корни их земелькой из-под дерева-богатыря, думая, что уж этот-то великан простоит и без посторонней помощи и только дел-то с ним – вовремя околачивать шишки!
Окончил Салехардское национальное педагогическое училище (1959). Служил в Камчатской военной флотилии. Иначе, чем мистически, нельзя осознать то бескорыстное и преданное служение Юрия Афанасьева своей северной родине, куда судьба безжалостно забросила его родителей и которую он, вопреки всякому здравому смыслу, не возненавидел, а полюбил на всю жизнь.
Вопреки всякому здравому смыслу, не возненавидел, а полюбил на всю жизнь.
Работал воспитателем в Салехардском педучилище, преподавателем педагогики и психологии. В 1966 году окончил Ленинградский пединститут им. А. И. Герцена. В 1965-1969 гг. – преподаватель, директор Овгортской школы – интерната. Был переведен на работу в парт. органы. В 1972 году – ред. газеты «Ленинский путь» Шурышкарского р-на.
Писать начал с 1962 года. Большое значение в профессиональном становлении писателя сыграло знакомство с И. Г. Истоминым. Жанр. пристрастия писателя – малая проза (путевые заметки, репортаж, фельетон и др.). Его произведения печатались на стр. газет и журналов «Ленинский путь», «Красный Север», «Тюменская правда», «Костер», «Урал», знание фольклора ханты и интерес к детскому миру привели Афанасьева к созданию произведений для детей («Жадная старуха», «Храбрый мышонок Пырь» и др.). Первой книгой Афанасьева стали «Сказки дедушки Ай-по» (1974 г.), основанные на мотивах хантыйского фольклора. По его сказкам снят мультипликационный фильм.
Имя Афанасьева связано не только с писательской, но и природозащитной деятельностью. Он был заведующим Усть – Войкарской территорией, возглавлял комитет по охране природы в с. Мужи. Экологическая тема являлась важной составляющей его произведений.
Афанасьев – автор 7 книг прозы («Обская путина», 1984 год; «В морозный день», 1986 год; «Ритмы тундры», 1994 год и др.). Работает в жанрах рассказа, повести, сказки, сказка, очерка. Избирался секретарем региональной общественной организации писателей «Литератор Ямала» (1997-2000 гг.).
Юрий Николаевич Афанасьев – человек нелегкой судьбы, на себе познавший смирительную узду бывшей партийно-советской номенклатуры, он был и остается борцом. Борцом за переустройство жизни своих земляков – коренных жителей Шурышкарского края, борцом в отстаивании чистоты наших рек и озер, уникальной природы Приуралья.
Вдоволь нахлебавшись фактического неравенства: и как «сын кулачки проклятой», и как «завоеватель», и как опальный журналист, и как неудобный писатель – Юрий Афанасьев попытался выстроить в своем творчестве идеальную модель мира и увидел ее в детстве.
Писатель как бы говорит нам: не уподобляй мы жителей тундры се6е, не насаждай им свой быт, свою культуру, не пришлось бы сегодня закармливать их. Позволить человеку остаться самим собой, позволить народу существовать по веками выработанным законам и традициям – вот один из основных принципов истинной, а не декларированной народной демократии, который положил Юрий Афанасьев в основание своей идеальной модели мира.
Мир добра и справедливости открывается нам в книге рассказов и сказок для детей «За Белой горой» - книге, вышедшей к шестидесятилетию писателя. Красной линией проходит через нее идея равенства людей как основы мирного гармоничного существования разных народов. Книга «За белой горой» - учебник жизни. В этом Юрий Афанасьев продолжает традицию толстовских рассказов для детей, где на конкретных емких примерах убедительно показывает торжество правды и здравого смысла над злом.
В рассказах и сказках Афанасьева правда и справедливость торжествуют гораздо чаще, чем в жизни, может, еще и потому, что в детстве мы гораздо чаще сталкиваемся с торжеством правды над злом, гораздо больше верим, что сила на правой стороне, а неправде нет места на земле.
Мир детства переполнен добротой, доброта – это среда, в которой существуют герои. Самые разнообразные приключения выпадают на долю жителей маленького северного поселка. Автор описывает их похождения с легким юмором, они часто попадают в смешные ситуации, но смешное иногда на севере соседствует с трагическим, как в рассказе «Эй, на «Карасе!», потому что природа шутить не любит, и достаточно сделать неверный шаг и окажешься в незавидной ситуации, как охотники-неудачники, погнавшиеся за медвежонком, а наткнувшиеся на медведицу.
И еще одно: Юрий Николаевич – писатель старой, еще советской закваски. За годы перестройки только ленивый не критиковал советскую литературу. И заказная она, и не свободная, и прочее, и прочее. Но годы свободного развития и поэзии, и прозы показали, что качество печатной продукции стремительно падает и достигает планки дилетантизма и ученичества. В прежние времена подобный непрофессионализм был маловозможен.
Афанасьев – профессионал. Он умеет писать, умеет строить повествование, читать его – легко, ведь его книга – для детей и о детях. Умение раствориться в психологии ребенка, чтобы писать изнутри, умение не сфальшивить, найти нужную тональность, не перейти на сюсюканье – все это присуще прозе Афанасьева. И это от уважения к своему герою, от уважения к слову и, в конечном итоге, уважения к себе.
Природа хрупка, но сурова. Она требует к себе уважения. Ее красота учит маленьких героев, может, большему, чем долгие и нудные наставления (рассказ «Лебеди»). Природа учит добывать пищу, но и рождает потребность ценить красоту.
Юрий Афанасьев ненавязчиво и по-доброму дает своим маленьким читателям уроки правды. Чего стоит один рассказ «Чужой заяц»! Поступить так мудро, как поступил с Ромкой старик Санько, может только действительно настоящий мудрец. Он преподал мальчику и урок честности, и урок доброты и чуткости, ни единым словом не упрекнув его, но научив, может быть, большему, чем школа за годы голой дидактики.
В последние годы Юрий Николаевич многое делает для того, чтобы литераторы Ямала в полный голос заявили о себе и заняли достойное место в российской литературе, является членом Союза журналистов и писателей России.
Самая взыскательная читательская аудитория высоко оценила детские рассказы и сказки писателя, по мотивам которых на студии «Мультфильм» было создано несколько кинолент. Не может оставить равнодушным и публицистика Юрия Афанасьева. С автором можно спорить, можно принимать или отвергать его точку зрения, но то, что темы для своих выступлений в печати он берет из жизни и пишет об этом ярко, азартно, убедительно, - факт неоспоримый.