Ядне Нина Николаевна
Нина Николаевна Ядне родилась в Антипаютинской тундре Тазовского района Ямало-Ненецкого автономного округа Тюменской области в многодетной семье зажиточных оленеводов, которых советская власть трижды или четырежды пыталась раскулачить, но все без толку. Последний раз комиссары явились в стойбище Ядне во время Великой Отечественной войны. Из огромного стада чекисты оставили ненецкой семье два или три десятка оленей, остальных же угнали куда-то на Ямал. Власть не понимала, что таким способом она подрывала вековой уклад ненецкого народа, обрекая его на верную гибель.
В детстве Ядне звали Париденане (в дословном переводе - Черная женщина). Но девочке это страшно не нравилось. Она хотела носить русское имя Нина.
Первоначальное образование Ядне, как и большинство ее сверстниц, получила в интернате. Окончив в 1964 году десятый класс, она сдала в Салехарде вступительные экзамены на филфак в МГУ, где проучилась два с небольшим года, а потом перешла на факультет народов Севера в Ленинградский педагогический институт имени А.И. Герцена. Причина оказалась банальна: в Москве Ядне угнетало постоянное безденежье, а в Ленинграде студенты-северяне находились на полном государственном обеспечении.
Потом была Ныда – маленький поселок ненецких оленеводов в самом центре Ямало-Ненецкого округа. Ядне преподавала там русский язык и литературу (ненецкий язык до 1971 года на Ямале практически нигде не изучался).
И вдруг в 1970 году Ядне рискнула круто изменить свою судьбу и переехала в Старый Надым. По времени ее переезд совпал с началом освоения уникального газового месторождения на Медвежьем. В Надым из всех уголков страны хлынули строители и газовики.
Три года работала в школах-интернатах округа, а поскольку работу по специальности Ядне не нашла, она связала свою судьбу со строителями. Кем Ядне только не была: комендантом общежития, курьером, секретаршей, кадровиком и т.д. Тогда же ее приняли в коммунистическую партию.
С 1971 по 1974 год – рабочая в управлении механизации-2, а с 1974 года более 20 лет была начальником отдела кадров управления механизации-7 АООТ «Арктикнефтегазстрой» в Надыме.
Но огромные партийные нагрузки оказались Ядне не по силам. После одной из поездок зимой 1975 года по невыносимо ужасным дорогам Севера в кузове крытой машины на партсобрание к газовикам в поселок Пангоды, она несколько лет пролежала в больницах Надыма, Салехарда, Тюмени и Москвы и перенесла пять сложнейших операций. Конечно, это не прибавило ей семейного счастья.
Когда началась перестройка, Нина Ядне с азартом включилась в борьбу за все, какие только существовали, депутатские мандаты. Народ за глаза прозвал ее пламенным трибуном. Ее зажигательные выступления стали охотно печатать все местные газеты.
И вот однажды кто-то посоветовал Ядне собрать все статьи в кучу и составить книгу. Эта мысль ей показалась интересной. Она решила, что кроме сиюминутных газетных выступлений в книге надо представить историю рода Ядне и для экзотики включить какие-нибудь случаи из жизни оленеводов. В итоге получился винегрет в 13 печатных под названием «Я родом из тундры», но к художественной литературе никакого отношения не имеющий, за исключением разве что двух, в общем-то неплохих, рассказов «Мрна» и «Аркане». Так, автобиографическая повесть, давшая название сборнику, буквально рассыпалась на случайные истории. В повести не оказалось единого стержня. Она была лишена динамизма. Ядне не удалось вылепить ни одного яркого характера. Автор утонул в мелочных и скучных разбирательствах со своими многочисленными недругами.
Но Ядне с такими оценками не согласна. Она повсюду доказывает, что является не только общественной деятельницей, но и самым читаемым на Ямале ненецким писателем. (Кстати, если Ядне всерьез собирается посвятить себя литературе, она должна понимать, что в данном случае бурная общественная деятельность серьезному художнику очень сильно вредит.)
21 апреля 1996 года Н.Н. Ядне была всенародно избрана депутатом Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа по многомандатному избирательному округу.
В 1995 году вышла ее книга «Я родом из тундры», которая стала бестселлером и в 1996 году выдержала второе издание. Люди в разных городах и районах, стойбищах и газопромыслах, школах и предприятиях смогли прочитать эту увлекательную книгу о необычной судьбе ненецкой девочки из тундры, которая стала человеком с неординарным мышлением, активной гражданской позицией, публицистом, автором многих очерков и рассказов о своих земляках, общественным деятелем, одним из самых известных людей Ямала и Севера.
Нина Николаевна более четверти века живет и работает в столице нефтегазового комплекса Надыме, но она не утратила связи со своим мужественным ненецким народом, который в новых рыночных условиях оказался в самом тяжелом положении.
Прекрасно зная историю, традиции, обычаи, язык, культуру и самобытность своего народа, она делает все для того, чтобы люди других национальностей узнали легенды, песни, сказания ее древней земли – Ямала.
Нина Ядне всегда с гордостью говорит: «Я – дочь оленевода!»
Природа, когда творила эту женщину, несомненно была в хорошем настроении и солнце щедро излучало огромную энергию. Родители дали ей редкий ум, доброту, красоту.
Лауреат премии журнала «Северные просторы» за рассказы на ненецком и русском языках, она давно стала символом Ямала.
Н.Н. Ядне полна творческих замыслов. На ее родине и далеко за ее пределами читатели всегда ждут новых произведений. Ее книги требуют неторопливого чтения, долгого обдумывания. Здесь ярко чувствуются аналитическая мысль, интеллектуальная сила автора, добрый юмор и насыщенность живой деталью. Там, где Н. Ядне пишет о себе, ни один биограф не сможет написать лучше. Как по-человечески тепло и любовно описаны люди и их язык, в котором каждое меткое слово звучит как музыка!
Книги поражают эрудицией ее автора, изящным литературным стилем, полной раскованностью изложения и динамичностью. Нине Ядне свойственны любовь к правде, смелость говорить то, что она чувствует и думает. У нее каждое слово. как капля утренней росы, имеет свои прелести.
Какова жизнь – где все взаимосвязано, со всей ее добротой и беспощадной злобой, - таковы и ее произведения.
В ненецкой литературе зазвучал новый, независимый и властный голос, в котором нуждаются люди разных национальностей, в том числе и ненецкий народ.